Инструмент сурнай

     Сурнай – татарский духовой музыкальный инструмент. Считается музыкальным инструментом пастухов и, как правило, изготавливается из рога животного. Имеет относительно небольшой размер 400-550 мм.

     Сурнай инструмент с коническим деревянным (из абрикоса) стволом, длиной 400-450 мм. Нижний конец ствола имеет конический раструб. В верхний конец вставляется деревянная втулка с вилкой, концы которой при поворотах могут частично прикрывать верхние игровые отверстия для подстройки инструмента. Во втулку, в свою очередь, вставляется металлический, полый внутри, штифт, и на него насаживается сплющенный отрезок камыша, образующий двойную трость. В стволе просверливается 6 игровых отверстий на лицевой стороне и одно (второе сверху) на тыльной. Звукоряд сурная — диатонический, в объеме октавы, при персдувании расширяется до полутора октав. Получение хроматически измененных звуков на сурнае возможно, но лишь частично и с большим трудом.

     Сурнай держат прямо перед собой в наклонном положении, трость берут в рот свободно, не прижимая губами. Звук сурная необычайно сильный и резкий. Отличительная особенность этого инструмента — непрерывное и очень продолжительное звучание, достигаемое путем превращения полости рта в своеобразный воздушный резервуар, подобный меху волынки. Когда музыкант через нос набирает в легкие очередную «порцию» воздуха, он сжимает раздутые щеки и посылает в трость запас воздуха, находящегося во рту. Для того, чтобы рот мог легче сдерживать большой напор воздуха и не выпускать его, минуя трость, на штпфт надевается роговая или костяная пластинка, которая служит надежным упором для губ. Часто эту пластинку, а вместе с пей и набор запасных камышовых тростей, чтобы но потерять, привязывают к инструменту тонкой цепочкой.

     Сурнай — столь же широко распространенный инструмент, как и най. Благодаря сильному звуку он находит себе применение в ансамблях инструментов, играющих на воздухе, как, например, сурнай, карнай и нагора или сурпай, нагора и дойра. Такие ансамбли состояли в прошлом из бродячих профессиональных музыкантов. В наше время они — обязательные участники различных массовых празднеств, устраиваемых на улицах и площадях. Всегда, в том числе и в ансамблях, сурнай применяется только как одиночный инструмент. Эта особенность, равно как и значительно увеличенные размеры, отличает его от родственного ему инструмента — азербайджанской, армянской, грузинской и дагестанской зурны, которая используется в паре. Сурнай употребляется в Узбекском оркестре народных инструментов.

Литература: Атлас музыкальных инструментов народов СССР. Москва, 1963.