Инструмент хегым

     Хэгым – двухструнный смычковый инструмент, корейская скрипка, на которой играют смычком с конским волосом хальтэ. Струны сделаны из толстых витых шёлковых нитей и настроены в чистую квинту. Они называются «чунгхён» и «юхён», крепятся на дне корпуса, проходят через деревянный мостик «вонсан» и натягиваются на большие колки наверху длинного бамбукового стержня, напоминающего шею. Резонаторная коробка изначально выполнялась из бамбука, но теперь материал заменён на твёрдые породы древесины, например, павловнию. На задней стороне корпуса имеется резонаторное отверстие.

     Во время игры исполнитель сидит, скрестив ноги, и держит хэгым вертикально, на левом колене. Левая рука контролирует высоту звучания и производит вибрацию, собственно грифа нет. Правой рукой исполнитель ведёт смычок горизонтально между струн, регулируя натяжение конского волоса. Исполнитель также может регулировать громкость звучания, передвигая мостик «вонсан», который поддерживает натяжение двух струн. Например, когда необходимо громкое звучание или в случае участия в больших ансамблях, вонсан может быть пододвинут ближе к резонаторной коробке. С другой стороны, его можно не использовать, если требуется более мягкий тембр.

     Важной характеристикой хэгыма является то, что в его изготовлении задействованы все 8 типов материалов по традиционной китайской классификации инструментов ба инь.

     Хэгым в равной степени используется в ансамблях как со струнными, так и с духовыми инструментами. За его уникальный гнусавый тембр хэгым получил сокровенное наименование – кканккввенги (звукоподражательное название, подобно скрипке и её разновидности «фиддл»). Подобный тип струнного смычкового инструмента можно встретить во многих музыкальных культурах, например, в Китае (эрху), Южной и Центральной Азии, Индии, в Иране (кеманча) и т.д.

     Распространено мнение, что хэгым происходит из Средней Азии, а точнее из Монголии, но вполне вероятно, что его родиной является Иран. Считается, что в Корее этот инструмент появляется со времён династии Корё (918-1392 гг.). его рассматривают как один из наиболее многогранных инструментов благодаря разнообразию его звучания, и не только в отношении звуковысотности: диапазон хэгыма вмещает почти две октавы, но и за счёт обилия выражаемых эмоций.

     Поэтому хэгым используется во всех видах корейской ансамблевой и оркестровой музыки, включая корейскую традиционную придворную музыку в обоих стилях («танъак», производном от китайской придворной музыки, и «хянъак», подлинно корейском, где используется в паре с цитрой аджэн),фольклорную и шаманскую музыку и виртуозную музыку санджо (в сопровождении ударного инструмента). Современные формы хэгыма гораздо больше напоминают инструменты западного семейства скрипок.

     Для улучшения акустической способности хэгым различные модификации были введены с 1960-х годов. В 1965 году Пак Хун Бон и Ким Бун Ги разработали настройки низкой тональности, а в 1967 году Ким Джи Су сделал небольшую версию инструмента.