Инструмент морин хур

     Морин хур – монгольский смычковый музыкальный инструмент. Распространён в Монголии, в КНР (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район), в России (Бурятия, Калмыкия, Иркутская область,Забайкальский край). Головка грифа морин хура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи. Название морин хура состоит из монгольских слов: морин - лошадь, и хуур - струна, голос.

     Звукоизвлечение флажолетное, без прижимания струн к грифу. Струны зажимаются пальцами левой руки, а большой палец служит для поддержки шейки инструмента. На морин хуре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под некоторым углом вверх. Традиционно это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования.

     В Европу морин хур первым привёз Марко Поло, который получил его в подарок в 1275 во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань.

      Морин хур широко используется в современных монгольских национальных оркестрах. В Китае, морин хуур называют матоуцинь, что означает инструмент с конской головой. Современный морин хур, как правило, изготовляется без использования конской шкуры для деки, целиком из дерева, с резонансными отверстиями как на европейской виолончели. У алтайцев в дополнение к морин хуру есть родственный инструмент икили, у тувинцев игил или игиль, у хакасов — ыых. В Индии есть родственный инструмент рабанастр и другие. В китайской музыке широко применяется ещё один двуструнный смычковый инструмент эрху.

     Монгольский музыкальный инструмент морин хур по решению ЮНЕСКО получил в 2005 году сертификат об утверждении монгольского-монгольского национального инструмента морин хур в качестве сокровищницы культурного наследия человечества.
     Морин хур – один из символов монгольского культурного единства. По преданию, у самого Чингис хана был свой собственный золотой хур, который он любил, как ревнивый муж любит свою жену, и был готов казнить любого из своих приближенных, кто посмел бы разлучить Чингис-хана с его «скрипкой».