Инструмент курай

     Курай – башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относится к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности – от 120-180 мм до 450-1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом. У башкир курай является наиболее широко распространенным музыкальным инструментом.

     Этимология названия не выяснена. По одной из версий курай происходит от древнетюркского qağuray, корень «qaq» соответствует значению «сухой», «высушенный». В алтайском языке каурай означает «сухой камыш», в монгольском языке хуурай – «сухой», в древнем монгольском языке кагурай – «сухой стебель», в сибирско-татарском курау – «высушивать», в марийском языке каура – «сухой», в венгерском koro – «сухой стебель».

     Первые письменные упоминания о курае появились в XIII—XIV вв. Тема происхождения и использования курая нашла свое отражение и в фольклоре, записанном в XIХ – начале XХ веков. Это, например, башкирский эпос «Акбузат», «Кара-юрга», «Заятуляк и Хыухылу» и множество башкирских народных легенд и сказок.

     Первые историко-этнографические работы, в которых дается описание курая, появились в XVIII веке. Об этом инструменте у башкир и татар упоминает в своей книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи», написанной по результатам Академических экспедиций, П.С. Паллас. В 1859 году краевед В.М. Черемшанский в своей работе «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении», упоминал у башкир такие музыкальные инструменты, как «чибизга» (курай) и «кубыз».

     Литература: http://mirckazok.ru/view_post.php?id=4156. Подробнее